Великая пропасть вечности, Карл Г. Стивенс

"The Great Gulf of Eternity", Carl H. Stevens

В Евангелии от Луки 16:26 Иисус провозгласил, что между небесами и адом "утверждена великая пропасть". Каждый человек проведет вечность по одну сторону от этой великой пропасти. Небеса - это вечная жизнь со Христом, а ад - вечное отделение от Него, постоянная боль и мучения. Эта книга рассматривает атрибуты вечности и призывает христианин искать и спасать погибшее (Луки 19:10), приводить людей ко Христу и Его вечной жизни.


ВСТУПЛЕНИЕ


Небеса и ад - совершенно реальны. Но в наше время, когда библейская истина постоянно подвергается сомнению, даже христиане теряют практическое понимание вечности. Они не отвергают существование ада и небес открыто, но их приоритеты, жизненная позиция и действия показывают, что они не осознают реальности вечности.

Иисус сказал в Евангелии от Луки 16:26, что между небесами и адом "утверждена великая пропасть". Каждый человек проведет всю вечность по одну сторону от этой великой пропасти. Небеса - это вечная жизнь со Христом, полная покоя и бесконечного счастья, а ад - это разлучение с Богом навеки, боль и мучение. Эта книга рассматривает атрибуты вечности и призывает христиан вести неверующих ко спасению и вере в Иисуса Христа. 


ВЕЛИКАЯ ПРОПАСТЬ ВЕЧНОСТИ

В Евангелии от Луки 16:19-31 Иисус рассказал подлинную историю о Лазаре и богаче. Эта история - не притча в отличие от предыдущих рассказов. В ней упомянуты три реально существовавших человека: Лазарь, Авраам и Моисей. В притчах же мы никогда не найдем имен собственных, поскольку действующие в них персонажи - вымышлены. Очевидно, что Иисус Сам был свидетелем этих событий до Своего пришествия на землю.

Эта история описывает богача, который "одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно" (Луки 16:19). Его одежда была очень дорогой. "Порфира" - по-гречески porphoran - очень редкий и дорогой краситель, получаемый из рыб. "Виссон" (busson) - желтоватый лен, обычно использовался для изготовления нижней одежды. Этот лен был настолько прекрасным и легким, что еai называли "сотканный воздух". "Блистательно" (lampros) - это греческое слово употребляется в Новом Завете всего один раз. Оно обозначает что-то яркое, сияющее, восхитительное для глаз. Казалось, что этот человек обладал всем. Лазарь же был нищим (ptochos) - нуждающимся, доведенным до состояния полной нищеты человеком, который просил милостыню.

Обращаясь к Своей аудитории, Иисус не случайно использовал эту историю. Среди Его слушателей были как мытари и грешники, так и алчные фарисеи (Луки 15:1; 16:14). Деление общества на два класса - класс богатых и бедных - было характерно для того времени. Такой строй существует и сегодня в странах третьего мира. Многим миссионерам приходилось бывать в таких государствах, где несколько состоятельных семей контролируют большую часть ресурсов и богатств этих стран, тогда как остальные граждане борются с нищетой... Слушатели Иисуса принадлежали к двум религиозным группам. Одна из них состояла из фарисеев-лицемеров, которые "блистательно пиршествовали", наслаждаясь религиозными почестями и привилегиями; а другая - из людей, которые осознавали свою духовную нищету и признавали, что им нужен Спаситель.

В те дни нищие приходили к воротам больших домов в надежде получить немного еды или денег. Обычно им подавали мизерную милостыню. Евангелие от Луки 16:20 и 21а описывает нищего так: "Лазарь лежал у ворот в струпьях (язвах) и желал напитаться крошками, падающими со стола богача". Часто нищих в таком состоянии бросали в темницу, и они умирали там. В рассказе не говорится о том, что Лазарь пытался поправить свое плачевное положение: смерть не страшила его. Напротив, она была для него долгожданным освобождением. Во второй части 21 стиха сказано: "И псы приходя лизали струпья его". Это были обученные, породистые гончие, которые бродили вокруг богатых домов.

Очевидно, что Лазарь был спасен. У него не было богатств, его тело не исцелилось, но он был спасен. Об этом говорится в 22 стихе: он "отнесен был ангелами на лоно Авраамово". Ангелы отнесли Лазаря в Рай, который немецкий богослов Герхард Киттел назвал "промежуточным местом пребывания искупленных людей". Лексикограф Джозеф Тэйер называет рай "местом пребывания благочестивых душ до их воскресения".

Иисус умер на кресте и понес полное наказание за грехи человечества, тем самым исполнив Божье правосудие. Своим воскресением Он победил власть смерти (Римлянам 6:9) и установил век благодати. Уверовавшие во Христа сразу же после смерти попадают на небеса. Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 10:9а: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется".

"Иисус был предан и умер за наши грехи, воскрес ради нашего оправдания, т.е. чтобы покрыть наш долг и избавить нас от любой вины пред Богом" (Римлянам 4:25, расширенный перевод).

Вот почему Апостол Павел рассматривал смерть как приобретение. У него было "желание разрешиться (analuo - покинуть эту жизнь) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Филиппийцам 1:21-23).

"Мы благодушествуем (мы уверены) и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Коринфянам 5:8). 


Встреча со смертью

Жизнь нищего была полна страданий от боли и голода. У богача же были престиж, ложное чувство безопасности, все почести и мирские удовольствия. Возможно, богач был иногда милостив и, вероятно, сделал много добрых дел, чтобы успокоить свою совесть. Библия не говорит нам ничего о том, как он достиг своего благосостояния. Божье Слово только замечает, что он "пиршествовал блистательно".

В 22 стихе сказано, что каждый человек встретится со смертью. "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евреям 9:27). Только Сам Бог знает точное время этой встречи.

И богач, и нищий встретились со смертью. Нищего ангелы отнесли в Рай. Для Лазаря страдания и голод ушли в прошлое. Его душа утешилась, его язвы были исцелены, и вместо того, чтобы лежать на улице перед усадьбой, он возлег на лоно Авраама. Слово "лоно" (kolpos - отчий дом) использовалось также для описания брачных отношений. Лишения нищего закончились, теперь его ожидало счастье и общение в Раю. На Небесах счастье и удовлетворенность верующих будут различны в зависимости от того, что они пережили на земле. Жертвы гонений испытают радость, потому что они соотнеслись на земле со Христом. 

Богач умер и был похоронен - Лазаря такой чести не удостоили.

"И в аде (в царстве смерти), будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его" (Луки 16:23, расширенный перевод). 

В 24 стихе мы читаем, что богач "возопив сказал: Отче Аврааме!¦. Заметьте, что он назвал Авраама "отче". Этот человек, очевидно, знал об Аврааме. У него было представление о вере, но он не был спасен. Богач так и не перевел взгляд с себя на Бога. Следует заметить, что сам Авраам был очень состоятельным человеком (Бытие 12:5), но он не позволял богатству быть помехой в его отношениях с Богом. Наш богач не думал о Боге и о том, что вечность реальна. Теперь было слишком поздно. Его встреча со смертью состоялась, и он погибал в мучениях. Он вопил о милости, но было слишком поздно. Прежде он позволял Лазарю сидеть у его ворот, тогда как мог бы дать ему немного пищи. Теперь же он молил, чтобы Лазарь облегчил его страдания каплей воды.

Истина об аде

В аду богач жаждал. У него все еще были желания и потребности; его чувства не угасли. Вероятно, что еще одной ужасающей характеристикой ада (кроме вечного отделения от Бога) является непрестанное, неослабевающее мучение. В аду ни одно желание не будет удовлетворено. Откровение 22:11а поясняет: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится". Это означает, что алкоголик в аду всегда будет желать выпить, но никогда не получит алкоголя. У наркомана будет вечная зависимость от наркотической стимуляции, но он никогда не будет удовлетворен. В Евангелии от  Марка 9:44 Иисус описывает ад так: "Червь их не умирает и огонь не угасает". "Их червь" (ho skoleks auton) - это черви, которые поедают и обгладывают погребенные в земле тела. Такова картина постоянного разрушения и тления, которые душа и тело будут испытывать в аду. Люди там будут всегда умирать, но так никогда и не умрут.

Многие пытались рационально доказать, что ад и его мучения не существуют. Некоторые современные богословы представляют Бога нерешительным существом, которое игнорирует грех и у которого нет притязаний на абсолюты и стандарты. Большинство мировых религий признают Иисуса великим учителем, а некоторые из них даже называют Его пророком. И со всем этим, они отказываются признать Его Господом и Спасителем. Они не почитают Его Слово за абсолютную истину. Вопреки их мнению, Библия говорит в послании к Титу 1:2 и в Числах 23:19, что Бог не лжет. В Малахии 3:6а Господь провозглашает: "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь". Иисус сказал Своим ученикам в Евангелии от Иоанна 14:2:

"В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: -Я иду приготовить место вам-". 

Иисус готовит обители для Своих людей. Он не сказал бы об этом, если бы не собирался это сделать. Если бы не так, Иисус не говорил бы об аде, как о месте мучений для неверующих.

Иисус знает Своих

Только те люди, чьи имена "написаны у Агнца в книге жизни" (Откровение 21:27) пойдут на небеса. "И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откровение 20:15). Имя богача не упомянуто в рассказе, так как Иисус не знал его.

"Не всякий, говорящий Мне: -Господи! Господи!- войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: -Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?- И тогда объявлю им: -Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие-" (Матфея 7:21-23).

Богач так и не познал Христова спасения. В Евангелии от Иоанна 10:14 Иисус говорит: "Я есмь пастырь добрый, Я знаю Моих и Мои знают Меня". Иисус знал Лазаря по имени, так как он принадлежал Его пастве; богач же не был в этой пастве. Очень многие люди находятся в таком состоянии. Они провозглашают, что знают Иисуса. Печально, что они знают все о Христе и о Его жизни на земле и признают, что в Библии дано истинное описание жизни Христа, но, как тот богач, они не приняли Его в свое сердце и не родились свыше (Иоанна 3:3). 


Место разделения

Встретившись со смертью, богач понял, что слишком поздно менять свое мнение. Его духовное разлучение с Богом во времени обернулось буквальной, физической реальностью в вечности:

"И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Луки 16:26). 

Авраам сказал, что из-за этой "великой пропасти" невозможно, чтобы кто-то с небес посетил ад или наоборот. "Великая пропасть", по-гречески hasma, означает бездну, отверстую пропасть. "Утверждена" (esteriktai) - глагол a совершенном времени, страдательном залоге, изъявительном наклонении, образован от глагола sterizo. Совершенное время описывает действие, завершенное в прошлом, а изъявительное наклонение определяет действие глагола как категорическую, совершенно конкретную реальность. Следовательно, факт налицо: Бог установил эту "великую пропасть" между небесами и адом, и она пребудет там вечно. Таково свидетельство Иисуса Христа. Третья книга Царств 8:56б провозглашает, что "не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его". Его Слово - истина, и оно исполнится. Все, что говорит Бог, - "да и в Нем Аминь" (2 Коринфянам 1:20б). Великая пропасть реальна!

Ища погибшее

Эта истина должна мотивировать верующих искать потерянные души. Каждое мгновение кто-то встречается со смертью. С каждой секундой все больше людей уходят в вечность, оказываясь по одну сторону от этой пропасти. Верующие должны осознавать, что существует великое разделение между ними и теми людьми, которые не спасены. Иисус - это мост через великую пропасть, но в вечности уже никто не сможет пройти по нему. Люди должны принять решение во время жизни, и Христос заповедал христианам приводить людей к этому решению.

Свидетельство верующего чрезвычайно важно. Он должен являть Христа и позволять Его свету сиять для людей, чтобы Бог прославлялся (Матфея 5:16). В 1 послании Иоанна 2:10 сказано: "Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна". Христианам необходимо пребывать в Божьем Слове, которое будет направлять их и побуждать к провозглашению непорочности и чистоты. Плохое свидетельство - это камень преткновения для окружающих. Свидетельство верующего, который живет в том же грехе, что и человек, которому он свидетельствует, не будет успешно; от такого свидетельства потерянные души не будут спасены. 

Пребывающий в Свете верующий работает все восемь часов, полный рабочий день. Он вовремя оплачивает свои счета. Его манера одеваться показывает, какому царству он служит. Кто-то скажет, что это помещает людей под закон. Но на самом деле, это является благочестивым свидетельством, которое отражает сердце Христа и видение Христа на спасение людей. Нет ничего столь важного, как постоянство и верность верующих. Этот мир всецело поглощен различными тенденциями, а люди ищут стабильности.

Единственный план

Смирившись со своей участью, богач в аду думал о своих близких на земле. Они жили в миру в таких же условиях, как и он. Он попросил, чтобы Лазаря послали к его пятерым братьям, "чтобы и они не пришли в это место мучения" (Луки 16:28б). Авраам ответил ему, что у его братьев есть Слово, сказанное через "Моисея и пророков", и, если они отвергают его, то не примут свидетельство того, "кто и из мертвых воскрес" (Луки 16:31).

Вот что это значит: Бог не изменит план спасения. Он не станет посылать умерших людей, чтобы они сообщали истину. Иисус сказал ученикам в Деяниях 1:8: "Будете Мне свидетелями". У Бога нет запасного плана на тот случай, если Его люди не исполнят Великого Поручения идти во весь мир и проповедовать Евангелие (Марка 16:15). Он поручил христианам делать это. Верующие должны предупредить потерянных о существовании ада и великой пропасти, которая отделяет их от небес. Божьи люди ответственны вести неспасенных людей ко Христу, чтобы они уверовали в Него и были спасены от вечных мучений. Другого плана не существует! 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Есть христиане, которые служат Христу ради собственных интересов. Они ищут особого положения и славы больше, чем потерянных. Но Иисус сказал: "Утверждена великая пропасть". В Евангелии от  Иоанна 14:6 Христос сказал: "Я есть путь, истина и жизнь, никто не придет к Отцу как только чрез Меня". Каждому человеку определено провести вечность по одну сторону от великой пропасти. Только решение признать Христа своим Спасителем избавит его от осуждения и мук в аду и даст ему вечную жизнь.

Христиане находятся на земле для того, чтобы приводить людей к этому решению. Они - Божьи посланники, уполномоченные переводить людей через эту пропасть, пока еще есть время, чтобы сделать это. Пасторы должны стать сосудами этой истины, людьми, которые ободряют других поступать так же. Бог ожидает, что по всему миру Его люди станут приводить потерянных ко Христу. И это произойдет, когда христиане осознают, что такое великая пропасть - вечная бездна между небесами и адом. Верующим необходимо позволить Святому Духу впечатлить их реальностью этой истины. Пусть Бог ободрит их сердца и поможет им в служении.

Пришло время идти к потерянным, пока у них еще есть возможность принять Христа! Смерть придет в определенное время и исполнит то, что ей назначено. Вопрос заключается в следующем: "Исполнят ли христиане Божье предназначение для их жизней - искать и спасать погибшее?".

 

Карл Г. Стивенс, "ВЕЛИКАЯ ПРОПАСТЬ ВЕЧНОСТИ"
Carl H. Stevens, "THE GREAT GULF OF ETERNITY"
Copyright © 1998 Grace Publications
© Перевод с английского языка, 1998
Русский перевод Диляры Гариповой
Первое издание, г. Калининград
Литературное редактирование: С. Багаутдиновой, Ю. Нежид