Заметки для молодого проповедника, Карл Г. Стивенс

"Notes to Young Preachers", Carl H. Stevens

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тимофею 3:1).«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Коринфянам 1:21).«А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марка 16:20).«Для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине» (1 Тимофею 2:7)

ЧАСТЬ I
ВСТУПЛЕНИЕ

Слово «проповедник» в Первом послании к Тимофею 2:7 звучит по-гречески kerux и означает «глашатай». Слово kerux происходит от kerusso - «провозглашать, вещать». Проповедникам вверено провозглашение и объявление Слова Божьего. Поэтому для проповедующего очень важно быть подготовленным, чтобы нести весть. Проповедование - серьезное поручение; избранный Богом метод для привлечения душ ко спасению (1 Коринфянам 1:21). Эта истина побудила автора написать данную книгу, чтобы молодые проповедники были более эффективными в своем служении Евангелию Иисуса Христа.

Подготовка к проповедованию

Видеть нужды
Первый шаг к подготовке проповеди или библейского изучения - это определение нужд. Некто сказал: нужда - мать изобретательности, она дает импульс проповеди. Чтобы видеть нужды, пастор должен знать и любить своих людей. Он должен понимать, что люди, которые находятся под его обучением, оказались там не случайно. Каждый член его собрания был определен на это Богом. Однако это не означает, что пастор управляет ими как диктатор. Нет, члены его собрания даны для того, чтобы он мог поделиться с ними любовью и благодатью Господа.

После определения нужды проповедник направляется к Слову. Через совет Бога по могуществу Святого Духа он найдет точное слово для своих людей. Силу Божью нельзя недооценивать. Бог верен и праведен. Он слышит и отвечает на молитву. Проповедник, который молитвенно изучает Божье Слово и размышляет над ним, всегда будет иметь нужную проповедь в нужное время для своего собрания. Другие источники для подготовки (например, комментарии, справочники по изучению слов, литература) также очень полезны, но важно не преуменьшать божественное направление, которое говорит к сердцу через Библию.

Затем проповедник составляет простой план. Не старайтесь сделать его очень детальным, то есть не записывайте всю проповедь перед выходом к кафедре. План в виде схематических набросков упорядочивает проповедь. Чарльз Сперджен, ставший пастором в восемнадцать лет, никогда не проповедовал с конспектов. Его называют «королем» проповедников. Те, кто читал хотя бы одну из его проповедей, не могут не признать присвоенный ему титул. Секрет Сперджена - подготовка и молитва. Это приводит нас к следующему пункту: быть поглощенным проповедью с первого момента изучения до произнесения ее с кафедры. Сперджен сам погружался в проповедь, поскольку знал, что ее истина значима и для его жизни. Проповедник не сможет эффективно донести важность Слова, если оно не представляет ценности для него самого.

Не в премудрости слова
«Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Коринфянам 1:17).

На протяжении всей подготовки проповедник должен постоянно размышлять о тех людях, к которым он будет говорить. Он должен позволить Святому Духу запечатлеть их имена и лица в его умственном взоре, чтобы он мог любить их, молиться за них и думать о них. По мере того, как пастор это делает, он сосредотачивается на одной великой истине, которую он собирается оповестить. Заблуждается тот, кто полагает, что проповедь должна стимулировать интеллект человека. Цель проповедника - открыть одну великую истину, которая произведет вечные преобразования в сердцах людей. Пожертвуйте так называемой «великой проповедью» ради привилегии донести одну великую истину. Не пытайтесь слишком мудрствовать, используя сложную лексику. Дело проповедника заключается в том, чтобы четко донести Благую Весть. Каждый пастор должен проявить творчество в своем словарном запасе. Тем не менее, если он использует незнакомый термин, то ради собравшихся он должен пояснить его, а истину выделить словами.

Пастору необходимо помнить, что он является инструментом, который избрал Бог для аранжировки Его служения. Он должен осознавать свою ответственность и понимать положение, на которое он был назначен. Бегло просмотреть несколько стихов и пролистать комментарии - не является духовным приготовлением. Человеку необходимо жаждать по Богу. Сердце нуждается в приготовлении. Прежде чем будет произнесена проповедь, проповедник предстает перед Господом с кротостью и смирением в молитве, он размышляет о своих сильных и слабых сторонах и приносит их к Кресту без испуга и осуждения.

Проповедник должен сознавать остроту момента и необходимость своей проповеди. Ап. Павел пишет в Первом послании к Коринфянам 7:29 а: «Я вам сказываю братья: время уже коротко». Послание Иакова 4:14 еще более точно высказывается по этому вопросу: «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Имея это в виду, служитель приготавливается так, как если бы это было его последнее служение, на котором он будет проповедовать. Это может быть и последней возможностью для неспасенного человека услышать Евангелие. Ни одна проповедь не должна восприниматься поверхностно.

Ознакомление с местом
«Ибо кто может считать день сей маловажным» (Захария 4:10 а).

Некоторые полагают, что элементы, сопутствующие проповеди, являются второстепенными. Однако проповеднику необходимо знать свой зал и место выступления. Он должен ознакомиться с каждой деталью того помещения, где он намеревается проповедовать.

Во-первых, необходимо примериться к кафедре. Это его кафедра и он должен чувствовать себя за ней как дома. Обратите внимание на ее размер, ее форму, а также на то, что находится вокруг нее. Внимательно изучите угол наклона и ее конструкцию. Ознакомьтесь с системой громкоговорителей в этом зале. Проверьте, имеются ли громкоговорители на потолке. Если да, то проповеднику необходимо выбрать тему, которую он знает очень хорошо и может динамично развивать ее. Громкоговорители будут посылать звук сверху вниз, поэтому в данном случае не создается впечатления того, что проповедник говорит лицом к лицу перед собранием.

Познакомьтесь с размерами и формой зала. Если зал необычайно широкий или длинный, проповеднику необходимо выбрать определенное место, на котором он будет фокусировать свое внимание. Также проверьте, какова температура и наличие вентиляции в аудитории. В жарких и влажных помещениях следует сократить время проповеди.

Внешний вид
«Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Коринфянам 14:40).

Пастору необходимо быть опрятно одетым. Это не означает, что он должен быть чрезмерно озабочен модой; ему необходимо выглядеть настолько хорошо, насколько это для него возможно. Почему? Он представляет Царя царей. Внешний вид обычно является внешним отображением сердца. Приличная одежда и аккуратный вид говорят о целостности и порядке. Успешные бизнесмены почти без исключения заботятся о том, чтобы представить себя достойно. Не должен ли так же поступать и человек, занимающийся Божьим «бизнесом»? Незначительное отвлечение может воспрепятствовать кому-нибудь в восприятии проповеди.

Пастору необходимо также позаботиться и о том, чтобы те люди, которые появляются вместе с ним на сцене, также имели опрятный вид. Безусловно, Святой Дух может преодолеть все эти потенциальные препятствия, однако Бог почитает тех, кто почитает Его, следя за безупречностью своего внешнего вида. Благочестивый и чинный вид производит хорошее впечатление. Если пастор серьезно относится к своему призванию и проповеди, то он должен позаботиться, чтобы и его церковь имела атмосферу важности предназначения.

Хороший проповедник размышляет над тем, какие у него самого были впечатления, когда он был членом собрания. Он вспоминает и о манерах, и о выражениях, которые повлекли за собой отвлечения и незаинтересованность проповедью. Он не подходит к кафедре с испугом, но встает за нее с достоинством. Его проповедь - из вечного Слова Божьего, поэтому и лицо, и осанка, и внешний вид должны выражать единое целое, устремленность и ожидание.

Ему необходимо иметь и зрительный контакт со своим собранием. Это должно стать обыкновением в его стиле проповедования. Все это придаст проповеднику и оформление, и характер, и позволит собранию с еще большей готовностью слушать Слово.

Приготовление дома
«Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью. Ибо, кто не умеет управлять домом, тот будет ли пещись о церкви Божией?» (1 Тимофею 3:4,5).

Как говорится совершенно четко в Первом послании к Тимофею 3:4,5, Бог требует, чтобы каждый человек, призванный стать лидером в церкви, во-первых, показал способности лидера в своем доме. Комментатор Кеннет Уест в своем расширенном переводе Нового Завета объясняет фразу «хорошо управляет» как «главенствует в прекрасном стиле». Главный авторитет в браке был возложен на мужчину. Если он мудро использует этот авторитет, то он и его семья будут обильно благословлены. Пастор, как и всякий другой человек Божий, несет ответственность - любить свою жену, как «Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25).

Муж должен почитать жену как царицу, ибо она - дар от Бога. Он несет ответственность за вклад в ее жизнь и за созидание ее. Если пастор не способен это сделать по отношению к своей жене, то он не сможет это сделать и по отношению ко всей церкви.

Проповедник должен научиться, как любить и лелеять свою жену. Это также часть его приготовления к проповеди. По мере того, как он разовьет в жене способность к духовным категориям, она станет замечательной и верной спутницей в призыве от Господа.

Заключение
«Итак, кто будет чист от этого, тот будет сосудом в чести освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тимофею 2:21).

Как уже было сказано, приготовление устраняет проблемы. Молитва и приготовление созидают для пастора уравновешенность - божественную уверенность, находящуюся в заповедях Слова. «Подготовленный» - hetoimazo - глагольная форма греческого существительного hetoimasia, или «твердое основание». Слово hetoimasia также находится и в послании к Ефесянам 6:15, где говорится о верующем, «обувшем ноги в готовность благовествовать мир».

Проповедник, подготавливающийся правильно в благоговейном уважении к Богу, тверд за кафедрой. Он поглощен нуждами своих людей и проповедью из Слова, и когда он сообщает истину Божьего Слова, оно касается людей и меняет их.

ЧАСТЬ II
ВСТУПЛЕНИЕ

«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Коринфянам 1:21).

Проповедь - это необходимая составляющая, которую запланировал Бог, чтобы привести людей к спасению. Тем не менее, многие считают проповедование глупостью. Часто слишком большое значение придается пояснению смысла стихов, а также академическому доктринальному анализу, в котором истина раскрывается во всех деталях.

Это относится к процессу обучения (didasko), т.е. объяснению и подтверждению принципов из Слова с особенным ударением на практическое применение. Несомненно, в таком подходе имеется сегодня чрезвычайная потребность, но это ни коим образом не должно исключать проповедь. Проповедование (kerusso) - в том смысле, в котором оно имеется в Новом Завете - отражает насущность и направлено на изменение в сердцах и жизнях людей.

Пасторам не следует ограничивать свое служение только лишь обучением, им необходимо также и проповедовать. Проповедь - это провозглашение Божьей воли с целью послужить нуждам людей в собрании. Это не означает, что пастор вычленяет слабость или проблематичную область в жизни человека, но затрагивает определенные нужды. Например, в собрании есть люди, которые испытывают разочарование или трудности. Проповедник, любящий своих людей и молящийся за них, обнаружит такие нужды, и по мере изучения Божьего Слова, Святой Дух впечатлит его сердце проповедовать на определенную тему или по конкретному отрывку из Писания.

Вторая часть данной книги предназначается для тех, кто желает проповедовать. В ней объясняется важность проповеди, а также дается практическая информация, помогающая проповеднику следовать своему призыву более эффективно.

ВАЖНОСТЬ ПРОПОВЕДОВАНИЯ

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тимофею 4:1,2).

Приведенный выше стих представляет великолепную картину обязанностей проповедника. Общепринято считать, что Второе послание к Тимофею является последним письмом Апостола Павла. Он пишет Тимофею в конце своего второго тюремного заключения в Риме, предчувствуя, что смертный приговор, определенный для него, вот-вот будет приведен в исполнение: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время отшествия моего настало» (2 Тимофею 4:6). Здесь Павел со всей ответственностью призывает Тимофея позаботиться о церквях, которые Павел насадил. «Заклинаю тебя» (2 Тимофею 4:1) - по-гречески diamaturomai - означает «провозглашаю со всей серьезностью». Такое заявление, сделанное перед Богом и Иисусом Христом, является святым и серьезным. Как же Тимофею следовало это исполнить? В соответствии с рекомендациями Павла он должен был проповедовать Слово Божье во всех ситуациях.

Само слово «проповедовать» во Втором послании к Тимофею 4:2 - keruxon - является производным от kerusso. Этот греческий термин говорит о провозглашении, которое производилось глашатаем или посланцем царя. В древности, во время Олимпийских Игр в Афинах, среди глашатаев проводился конкурс по различным направлениям, включая голосовые данные и дикцию, пунктуальность и, что особенно важно - ясность и аккуратность. По последней категории вестник оценивался в зависимости от точности провозглашения. Не допускались преувеличения или подмены. Условия конкурса требовали от вестника точно и ясно провозгласить царственное повеление в той форме, в которой он его получил.

Проповедовать то, что Он повелевает.
«Встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в ней, что Я велел тебе» (Иона 3:2).

Этот отрывок является примером того, как Бог сообщает нечто Своему проповеднику. Ниневия была городом, погрязшем в аморальности, но у Бога был план привести ее жителей к покаянию. Поэтому Он сказал Ионе «проповедовать в ней то, что Я повелел тебе». Как и в Новом Завете, слово «проповедовать» в этом стихе означает «провозгласить». Что же следовало Ионе провозгласить для Ниневии? Ему надлежало поведать проповедью то, что Бог «повелел» ему проповедовать. «Повелел» на иврите dabar, что означает «предписывать». Запомните эту ответственность для глашатая в древности.

Проповедник, Божий посланник к церкви, должен провозглашать проповедь от Бога так, как она была ему сообщена. Об этом однозначно сказано во второй и третьей главах книги Откровения. Дух говорил каждой из семи новозаветных церквей через «ангела». Слово «ангел» (по-гречески aggelos) в данном случае относится к человеку-вестнику. Размышляя над этими обстоятельствами, проповедник должен осознать важность нахождения под водительством Святого Духа при проповедовании Благой Вести.

Команда проповедника
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело; так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Римлянам 12:4,5).

Каждому пастору необходимо создать верную команду, которая бы подготавливала и поддерживала атмосферу порядка и ожидания во время служения. Члены команды проповедника должны быть зрелыми верующими, которые «напитаны словами веры и добрым учением» (1 Тимофею 4:6 б). Посредством любви и вклада в жизнь людей проповедник может организовать понимающую команду работников. Помощники в зале, руководители музыкального служения, солисты, музыканты, работники детской церкви и т. д. - они все играют важную роль в церкви. У тех, кто недооценивает свою важность, отсутствует понимание духовной битвы, происходящей между небесами и адом прямо среди божественного собрания. Сатана ни перед чем не останавливается, чтобы воспрепятствовать провозглашению Слова Божьего.

Молодому пастору необходимо начать формирование своей команды сразу же при основании церкви. Ему следует продумать, где будут проводиться занятия детской церкви. Занятия с детьми не могут находиться в том месте, где они будут отвлекать людей во время проповеди. Пастор решает, кто будет руководителем музыкального служения, а кто - солистом. Он ничего не делает в диктаторском или авторитарном стиле, но посредством ободрения и созидания. Так он развивает свою команду, которая становится наилучшим дополнением его проповеди. Всякое его назначение или административные решения выражаются в любви через Божье Слово. Все делается так, чтобы свести к минимуму непонимание. Не имеет значения, насколько мала церковь; нельзя идти на компромисс в отношении практического порядка. На карту поставлено вечное направление души.

Для поддержания атмосферы внимательности и восприимчивости в аудитории необходим правильный выбор помощников. Труд помощника связан с решением серьезных задач. Ему следует быть аккуратно одетым и всем своим видом вызывать доверие. Он должен знать, где и как рассадить людей. Помощник является человекам, который не взирает на лица, но призван к защите собрания. Люди, у которых есть предрасположенность быть шумными и невоздержанными, должны быть препровождены в конец зала или усажены с дисциплинированными и зрелыми верующими, которые помогут им сосредоточиться. Если человек постоянно заходит и выходит из зала, то помощник со всей добротой разбирается с этой ситуацией. С любовью и пониманием он может посоветовать человеку сесть на заднем ряду. Так он сохраняет порядок для того, чтобы «слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фессалоникийцам 3:1 б).

Руководитель музыкального служения должен подготовиться к собранию, помня, что его ответственность - готовить церковь к службе. Пастор может ознакомить его заранее с темой проповеди. Тогда руководитель сможет подобрать соответствующие песни и сформировать у собрания ожидание проповеди.

Непосредственная обязанность руководителя музыкального служения - руководить песнопением. Если он слишком много говорит перед песней, то аудитория может просто устать. Самые разные мысли проносятся у людей в голове, поэтому любой певец или солист должен сосредоточиться на пении, а не на проповедовании. Они могут сделать один-два комментария, но не более того, так как это отвлекает от настроя служения и подготовки к проповеди.

Случается, что человек не справляется с порученным ему делом. Когда это происходит, пастор продолжает сохранять отношение любви. Он не порицает, не выражает своего неудовольствия или критического отношения даже в уме. Такие мысли разрушат всю его подготовку. Вместо этого пастор сосредотачивает свое внимание на проповеди, служит Словом, а все коррективы откладывает на другое время.

Иллюстрации, свидетельства, приглашения
Иллюстрации, если они использованы уместно, могут быть замечательными инструментами для раскрытия определенных истин. Иисус иллюстрировал многие принципы посредством притч. Однако иллюстрация не должна превращаться в опору. Чарльз Сперджен дал прекрасную характеристику иллюстрации: это окна, способствующие проникновению света. Но, продолжает он далее, ни один дом не сделан только из окон. Проповедь не может строиться на одних иллюстрациях, но должна иметь в своем основании твердое Слово. Чрезмерное количество иллюстраций в проповеди оставит людей без насущной и объективной истины, необходимой для жизни.

Такое же отношение должно быть и к свидетельствам. Проповедник не должен позволять кому угодно свидетельствовать, если это свидетельство не благочестиво и не приносит пользы слушателям. Некоторые люди не знают, как себя вести, когда им предоставлена аудитория. Они не подготовлены, и свидетельство не содержит в себе ничего существенного. Не позволяйте свидетельствам бесконтрольно затягиваться.

Приглашение к молитве о спасении - кульминация всякого собрания. В этот момент неверующим предоставляется возможность принять решение поверить. Некоторые проповедники считают такое приглашение незначительным и относятся к нему как к послесловию. Это ошибочно. Потерянные души нужно поставить лицом к лицу с вечностью. Пасторам следует подчеркивать значимость такого приглашения. В зале в этот момент следует соблюдать тишину. Никто не должен ходить. Люди откликаются более позитивно, когда в зале преобладает спокойная атмосфера.

Встреча с трудностями
Проповедники должны быть осторожными и не выяснять отношения с кафедры. Пастор не может позволить себе выразить негативную реакцию на кого-либо из собрания во время проповеди. Такие ситуации должны решаться индивидуально, при личной встрече. Все собрание не должно быть вовлечено в вопрос, который в действительности касается трех-четырех человек. Это может повредить другим и заставить их погрузиться в негативный самоанализ. В определенное время наблюдается развитие событий, способных поставить под угрозу видение и цель собрания. Более чем когда-либо пастору необходимо слышать от Бога в таких ситуациях. Господь направит его через Слово и Дух на путь любви и благодати к положительному ответу на проблему.

Важность отождествления
Эффективный проповедник никогда не устает отождествляться со своим приходом. Он размышляет над переживаниями молодой женщины, которая проходит через различные стадии в ожидании появления ребенка. Он размышляет о вдове или вдовце, которые недавно потеряли супруга или супругу. Ведь они сражаются с одиночеством и опустошенностью. Есть и подростки, постоянно сталкивающиеся с искушениями и испытаниями. Размышляя о людях и над ситуациями, в которых они находятся, пастор проникает в глубины их нужд и предстает перед Богом с ходатайством по поводу их положения. В Послании Иуды 22 сказано: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением». Проповедник, который понимает заботы своих людей, обязательно будет относиться с рассмотрением к тому, что он проповедует, поскольку именно жар насущности характеризует его проповедь. Он смирен перед Богом, и люди слушают его внимательно, потому что они чувствуют его сердце по отношению к ним. Святой Дух служит через него, и собрание принимает Слово.

Очень важно, чтобы проповедник сохранял огонь в своем сердце. Сердце должно быть чувствительным к инициативам Духа через Слово. Ап. Павел рекомендовал Тимофею «возгревать дар Божий» (2 Тимофею 1:6). Это говорит о горении в сердце. Проповедник может подумать о Христе на кресте, и это побудит его заплакать. Или же он вспомнит о человеке, который уверовал во Христа благодаря его служению, и поблагодарит Бога за то, что Он выбрал его в качестве Своего инструмента. Согреют его сердце мысли о верных тружениках в зарубежных миссиях.

Удерживая внимание
Каждый проповедник сталкивается с трудностью удержать внимание своей аудитории. У людей бывает разная способность сосредоточиваться. Выпускник института умеет быть дисциплинированным. Он может сидеть спокойно и внимательно слушать. Человек, занимающийся физическим трудом, бывает просто уставшим. Усталость в сочетании с температурой в зале может расположить к дремоте. Другие же просто не понимают значения концентрации внимания в силу того, что это ново для них. Таким людям трудно сидеть и слушать длительное время. В подобных ситуациях пастор должен проявлять такт и терпение, чтобы не поставить кого-то в неловкое положение. В то же время излишнее движение отвлекает и раздражает тех, кто хочет слушать. Дилемма! Проповедник не может никого изгнать, но он также должен позаботиться, чтобы люди услышали его проповедь. Его цель заключается в том, чтобы развить у людей в церкви способность, которая бы позволила им независимо от своей профессиональной или возрастной принадлежности наслаждаться проповедью и воспринимать ее.

Первым шагом в достижении этой цели будет следующее: проповедник сам должен научиться контролировать свое внимание. Если он сам не сфокусирован на проповеди, то как он может ожидать концентрации внимания от аудитории? Ему следует определить, чем он начнет и чем закончит. Интенсивность концентрации внимания возрастает по мере развития проповеди. Но даже легкое отвлечение может повлиять на ход всего служения.

Проповеднику необходимо научиться удерживать свое внимание еще до самой проповеди. Последние мысли проповедника непосредственно перед проповедью и определят силу вступления, которое, в свою очередь, задает тон основной части. Поэтому проповедник не может позволить себе без необходимости отвлекаться перед службой. Безусловно, могут возникнуть чрезвычайные обстоятельства, но в общем проповедник должен избегать всего, что могло бы отвлечь его от сущности Слова. Ни в коем случае недопустимо перед проповедью воспринимать что-либо негативное. Ему не следует обсуждать серьезных деловых вопросов - наступает время священнодействия вечности между Богом и собранием. Вполне возможно, что кто-то из потерянных впервые услышит Благую Весть. Проповедники должны реально воспринимать насущность своей работы. Бесцельная летаргическая служба может воспрепятствовать человеку уверовать во Христа. Вполне возможно, что он пришел в церковь готовым услышать, но проповедник отнесся беспечно к своему предстоянию. В проповеди не было мощи, и этот человек ушел из собрания, так и не приняв решения. И только на Бема-Судилище Христа некоторые их проповедников обнаружат серьезность ущерба, нанесенного подобными проповедями.

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матфея 12:36).

Проповедник должен иметь твердые убеждения в отношении того, о чем проповедует. Когда он встает за кафедру, он должен осознавать важность своего служения и его потенциальное воздействие. Аудитория распознает практически сразу его собственное отношение к проповеди. Люди могут почувствовать, когда проповедник не подготовлен. В этом случае отсутствует насущность, а, следовательно, и власть. Как пастор может убедить людей в силе Бога и Его Слова, если он сам не уверен в этой силе? Людям необходимо видеть, что пастор верит в то, что он проповедует. Если он убежден в реальности существования ада, и плачет над душами, которые идут туда, то он делает ад еще более реальным для человека, который этого не понимает. Если он верует в небеса настолько, что скучает по вечности, тогда он и опишет все это намного чудеснее и поведет людей за собой. Чем больше проповедник верит в то, что он говорит, с тем большей силой он проповедует.

Заключение

«И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины искали погубить его, и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его» (Луки 19:47-48).

Вполне возможно, что не было ранее такой потребности в проповеди, как сегодня. Вот-вот Христос вернется. Время истекает. Проповедник бросает людям вызов истины. Евангельская весть должна быть представлена со всей ответственностью и насущностью. С верной командой работников, твердой убежденностью в Слове и в атмосфере порядка проповедник может провозгласить Божье Слово с властью. Даже в наилучшей ситуации проповедник может столкнуться с оппозицией, как это произошло с Иисусом (Луки 19:47-48). Но будет много тех, кто услышат и примут, чья жизнь изменится. Верность проповедника провозглашать Благую Весть не будет тщетна. Божье Слово сделает Свое дело!

«Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:11).

 

Заметки для молодого проповедника / Часть 1-2. Карл Г. Стивенс
Notes to Young Preachers. / Volume One - Volume Two
Copyright © 1986 Grace Publications Carl H. Stevens
© Перевод с английского языка, 2000
Русский перевод
Третье издание, г. Калининград
Литературное редактирование: С. Багаутдиновой, Ю. Нежид