Библейское учение о Вечной Безопасности - ГЛАВА 2 - БЕЗГРАНИЧНОЕ ИСКУПЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 2 

БЕЗГРАНИЧНОЕ ИСКУПЛЕНИЕ


Совершенная праведность Бога требует совершенной справедливости. Жизнь была бы ужасной и бессмысленной, если бы Иисус Христос не пришел на Землю и не взял на Себя наказание за наши грехи. Представьте себе, как жутко было бы стоять пред Святым Богом, будучи облеченными лишь в своё нечестие. Без Иисуса Христа, примирившего нас с Отцом, мы-враги Бога из-за греха Адама (Римлянам 5:10).

 

«Посему, как одним человеком (Адамом) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

«Ибо, как непослушанием одного человека (Адама) сделались многие грешными» (Римлянам 5:19 а).

Эти стихи указывают на тот факт, что последствия Адамова греха легли на человеческую расу в целом. Поскольку мы являемся потомками Адама, его греховная природа передается каждому из нас на генетическом уровне. Таким образом, мы-грешники ещё с момента зачатия в утробе матери, задолго до принятия нами осознанного решения грешить. Это и называется вменением нам адамовой греховной природы. Мы наследуем греховную природу в своей человечности, что вынуждает Бога считать нас грешниками и поднимает вопрос о посреднике, который бы примирил Бога и человека. Кеннэт Уэст говорит об этом так: «Адам выступает в качестве главы человеческого рода, и поэтому, когда он согрешил, все человечество согрешило в его лице. Первоначальный грех Адама, в котором приняло участие все человечество, сделал его грешником и навлек смерть на всех. Другими словами, мы-грешники не потому, что совершали греховные дела, но потому, что согрешил Адам»1. Именно здесь проявляется гений Божьей благодати и говорит: 

«А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Римлянам 4:5-6).

 

«Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия» (Римлянам 3:22).

 

«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римлянам 3:24).

В момент спасения грех, вмененный через адамову греховную природу, прощается, и верующему вменяется праведность Христа. На этом основании мы как верующие стоим пред престолом нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, облеченные в Его праведность, которую Бог вменил нам по вере, а не по делам. Это еще один пример гениальности благодати: заместительная смерть Христа дала Богу возможность посредством благодати и по вере заменить наше нечестие на Его праведность. Слава Богу, что Он вмешался в нашу неприглядную ситуацию и предложил благую весть о спасении. «Ибо так возлюбил (egapesenгр.) Бог мир (kosmosгр.), что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Слово «возлюбил» (egapesenгр.-аорист, действительный залог, изъявительное наклонение от agapao) означает, что в неопределенное время в прошлом Бог произвел определенное действие по отношению к каждому представителю человеческой расы-возлюбил его и даровал путь к спасению. Он явил эту любовь, послав на землю Своего Сына, предав Его на смерть, и таким образом удовлетворив справедливые требования Божьей совершенной святости. 

 

«Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евреям 2:9)

«Ибо незнавшего греха (Христа) Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21).

 

Престол милости в скинии собрания4 (см. примечания переводчика в конце главы) был прообразом престола благодати, ведь именно пред ковчегом завета народ Израилев в лице первосвященника ежегодно получал искупление своих грехов.
«А во вторую (часть скинии) - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евреям 9:7).
Кровь животных, которая кропилась первосвященником (при помощи иссопа) на крышку ковчега, была лишь тенью грядущей благодати, сокрытой во Христе, и указывала на Его однажды совершённое предвечное искупление. 

 

«Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» 
(Евреям 10:4).

«Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» 
(Евреям 10:12).

 

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:2).

 

Внимательно изучая данный отрывок, можно увидеть, что крестная смерть Христа не предназначена исключительно для искупленных, как утверждают многие, но доступна каждому, кто обратится к Нему. Иисус Христос есть умилостивление (autos hilasmos estin) за наши грехи. В. Е. Вайн дает следующее определение умилостивлению (hilasmos - существительное в именительном падеже): «действие, которым покрываются и отпускаются грехи». Это слово используется в Новом Завете, указывая на Самого Христа как наше умилостивление и как провозглашение Божьей любви к миру (1 Иоанна 2:2, 4:10). Став искупительной жертвой, Иисус являет милость Бога к грешнику, уверовавшему в Него. Он полностью удовлетворил требования Божьей святости Своей совершенной жертвой на кресте. Глагол «есть» (estin - настоящее время, действительный залог, изъявительное наклонение) указывает на несомненность факта обладания умилостивлением. Изъявительное наклонение используется в том случае, если констатируется факт. Божью справедливость необходимо было умиротворить, так как в силу Своей сущности Он не может даже взирать на грех (Аввакума 1:13б). Его совершенная праведность требовала, чтобы за грех следовало наказание. Наши грехи отделили нас от Бога, и Его лицо скрывалось от нас (Исаии 59:2б). Кеннэт Уэст добавляет: «Виновность человека в грехе отлучила его от Творца. Наш Господь, умирая на кресте, взял на Себя нашу вину и понес наказание, пролив Свою кровь и, таким образом, устранил причину отчуждения»2. На смену справедливости пришла любовь. Уэст пишет далее: «Теперь Святой и Праведный Бог может помиловать уверовавшего грешника благодаря тому, что Его высшая справедливость была удовлетворена. Наш Господь позаботился ради нас об удовлетворении требований нарушенного закона»3. Теперь закон сокрыт под крышкой ковчега (престола милости). «Он есть умилостивление за грехи наши» (peri hemon hamartion). Все эти слова употреблены в родительном падеже, что указывает на то, что источник греха-в нас самих. Проблема греха была навеки решена, когда Бог-Отец запланировал миссию Своего Сына. 

 

«Агнца (Иисуса Христа), закланного от создания мира» (Откровение 13:8б)

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).

Ключевая фраза отрывка из первого послания Иоанна 2:2 раскрывает истинную предпосылку всей главы: «И не только за наши (грехи), но и за грехи всего мира». «Но» (alla)-соединительный союз, является как бы увертюрой к мысли автора, превосходящей его предыдущую мысль. Не только за наши грехи, но и за грехи каждого в этом мире. Фраза «всего мира» (holou tou kosmon-родительный падеж) говорит о том, что любой человек, живущий в этом мире, может принять Спасителя, так как спасение дается всякому приходящему к Богу по вере в Него. 

 

«Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Коринфянам 5:19а).

«Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Иоанна 4:14б).

 

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна 3:17).

 

«Ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Иоанна 4:42б).

 

Действие Святого Духа на земле заключается в том, чтобы обличать «мир о грехе и о правде и о суде» (Иоанна 16:8). 

 

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

 

«Предавший Себя ради искупления многих» Господь хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею 2:6а,4).

 

Господь сказал пророку Иезекиилю: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иезекииля 33:11). 

Разве вы не видите, что Бог всем сердцем желает, чтобы все люди были спасены? За грех всего человечества заплачено сполна. 

«Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоанна 3:18).

Неверие человека, а не грех, удерживает его от обретения дара вечной жизни во Христе. Понимая, насколько велика Божья благодать, и как удовлетворен Бог подвигом Христа, Апостол Павел пишет: 

«Но дар благодати не должно сравнивать с преступлением. Божья благодать несоизмерима с падением человека» (Римлянам 5:15 в расширенном переводе).
 

 

Божья благодать намного превосходит грех, обильно восполняя нужду человека в прощении грехов. 

 

«Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление (закон сделал его более очевидным). А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Божье неизмеримое благоволение), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать (Его благосклонность, которую мы не можем заслужить) воцарилась чрез праведность (правильные отношения с Богом) к жизни вечной Иисусом Христом, Мессией, Помазанником, Господом нашим» (Римлянам 5:20,21, расширенный перевод).

Отрицать тот факт, что искупительная смерть Христа действенна по отношению ко грехам всех людей, тем самым ограничивая силу Его очищающей крови и утверждать, что она способна помочь лишь немногим избранным-будет критической ошибкой и серьезным заблуждением. 

 

«Бог нелицеприятен» (Деяния 10:34б). 

Если бы Бог лишил кого-либо доступа к Его любви и благодати-это было бы противоестественным для Него и противоречило бы Его Слову-Писаниям, ибо Его любовь безгранична и объемлет всё человечество. 

 

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА К ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

1 - Кеннэт Уэст, «Пословные изучения Нового Завета на греческом», Kenneth Wuest, Word Studies in the Greek New Testament, (William B. Eerdmans Publishing 
Company, Grand Rapids, Michigan, 1973), I, Римлянам, стр. 84 
2 - Ibid. (там же), II, I Иоанна, стр. 110, 
3 - Ibid. (там же), II, I Иоанна, стр. 110, 
4 - Английское выражение «the mercy seat» («престол милости») соответствует в Русском Синодальном переводе Библии выражению «крышка ковчега завета в скинии собрания» (в Септуагинте LXX hilasterionгреч., kapporethевр.- однокоренное слово с kippurевр.- искупление и kipperевр.- выкуп, дар), например‚в Исход 25:17, 21-22, Евреям 9:4. Скиния собрания вместе с ковчегом завета также называется «подножие ногам Бога нашего» (1 Паралипоменон 28:2). В Писании «престол милости» (крышка ковчега откровения) символизирует откровение заветной милости Бога в покрытии и отпущении грехов народа. Принеся в жертву за нас Самого Себя и пролив драгоценную Кровь, Иисус Христос умер и воскрес, став престолом милости для Своих людей (Vine’s Complete Expository Dictionary of Old and New Testament Words, p. 405).