Библейское учение о Вечной Безопасности - ГЛАВА 1 - ЕСТЕСТВО БОГА


ГЛАВА 1

ЕСТЕСТВО БОГА

Вечная безопасность-это истина, которую можно найти на страницах Нового Завета, а не вопрос выбора между крайностями кальвинизма и арминианства. Рассматривая безопасность вечной судьбы верующего, нужно принимать во внимание следующее утверждение: мнение, сформированное на основании одного или двух стихов, вырванных из контекста Писаний, не будет согласно с написанным в книге пророка Исаии двадцать восьмой главе девятом и десятом стихах:

 

«Кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Исаия 28:9, 10).

«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец»(Евреям 5:13).

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тимофею 2:15).

Когда Павел говорит «старайся» (spoudason-форма глагола аорист действительного залога повелительного наклонения от spoudazo), он дает недвусмысленное повеление действовать и изучать, подобно добросовестному служащему. В первом послании к Тимофею пятая глава семнадцатый стих слово «трудятся» использовано для описания того, как мы должны изучать: изо всех сил, до полного изнеможения. Лишь подобный труд получит одобрение от Господа и сделает нас делателями безукоризненными. 

 

Причастный оборот «верно преподающим (orthotomounta-причастие настоящего времени действительного залога повелительного наклонения винительного падежа от orthotomeo)‚ слово истины» согласно определению, данному в словаре Иосифа Тайера, означает «прямо и точно учить истине»1. Попросту говоря, Божье Слово нужно и должно истолковывать правдиво и здраво, имея ввиду Его значимость. 

 

«Ибо будет время, когда (люди) здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям (желаниям получить удовольствие и самоудовлетворение) будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тимофею 4:3, дополнения в скобках взяты из расширенного перевода).

«Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Коринфянам 2:13).

Таким образом, нам необходимо удостовериться в том, что наши мнения и выводы основаны в истине и не противоречат Самой сущности Бога, а также и остальным уставам Божьего Слова в целом. Качества, характеризующие Божье естество, не изменяются и не могут быть скомпрометированы. Если кто-то непрестанно возвеличивает человеческие волю и поступки, то рано или поздно это приведёт его к выводам, противоречащим Самому характеру и справедливости Бога. Подобное происходило на протяжении всей мировой истории. Апостол Павел пишет: 

 

«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией» (1Коринфянам 1:21).

«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Коринфянам 2:4,5).

Итак, для начала мы постараемся поближе рассмотреть естество Бога. Одна из самых уникальных и основных отличительных свойств Божьего характера-это Его справедливость. Бог абсолютно и недвусмысленно справедлив, и не может быть иным. Последующие стихи проливают свет на различные стороны божественной справедливости: 

 

«А Господь Саваоф превознесётся в суде, и Бог Святый явит святость Свою в 
правде» (Исаия 5:16).

«Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой» (Псалом 5:5).

 

«Ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится» (Псалом 36:28а).

 

«Он любит правду и суд» (Псалом 32:5а).

«Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Второзаконие 32:4б).

 

«Правосудие и правота - основание престола Твоего» (Псалом 88:15а).

«Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие» (Псалом 44:8а).

 

Следующие стихи свидетельствуют о неизменности Бога:

 

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8).

 

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иаков 1:17). 

 

«Ибо Я-Господь, Я не изменяюсь» (Малахия 3:6а).

Поскольку Бог не может даже взирать на беззаконие, собственные попытки человека оправдать себя обречены на провал. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10). Совершенство Божьей праведности требует от человека такой же совершенной праведности, коей обладает Иисус Христос, чтобы человек мог предстать пред лицом Его совершенной святости. 

 

«И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откровение 21:27). 

 

Последствия греха, от участия во зле и следующего за тем осуждения не меняются. 

 

«Ибо возмездие за грех-смерть» (Римлянам 6:23). 

 

Грех и зло всегда будут вызывать у Бога одну и ту же реакцию, так как Он не может сообщаться с грехом. 

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоанна 1:5б)

 

Многие утверждают, что любовь-это самое главное и превосходное качество Божьего естества, доступное человеку. Однако, это утверждение становится истинным лишь после того, как все требования верховной справедливости Господа удовлетворены. Уже после удовлетворения справедливости в свои права вступает любовь. Любовь является неотъемлемой сущностью добрых взаимоотношений, однако Бог имел возможности осуществить Свою любовь к нам до тех пор, пока искупительная смерть Иисуса Христа на голгофском кресте не удовлетворила все требования Его праведности. 

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева» (Римлянам 5:8,9).

Любовь побудила Бога послать на Землю Своего Сына. Он не мог никого допустить в небеса до тех пор, пока не была внесена плата за грех. Иисус Христос стал единственным Человеком, воистину способным удовлетворить требования Отца. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:17). Праведность и справедливость Бога были умиротворены (удовлетворены) Христом, и благодаря этому Бог теперь может сообщаться с человеком. Когда верховная справедливость удовлетворена, а праведность умиротворена, Бог, Который есть Любовь, может беспрепятственно выражать Свою любовь и благодать к грешнику. Во Христе «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (Псалом 84:11,12,14). Иисус сказал: 

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанна 14:6).
 

 

Наше искупление осуществлено Господом Иисусом Христом, Который и совершил этот подвиг сполна. Все, Кем является Бог, что Он говорит и делает, идеальным образом соответствует целостности Его характера. «Ибо слово Господне право, и все дела Его верны» (Псалом 32:4). Всякое дело, Бог совершает в истине, так как Он не может действовать по-другому. «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоанна 1:17). В греческом языке слова «благодать и истина» употребляются с определенным артиклем (e charis kai aletheia). Наличие определенного артикля указывает на то, что благодать и истина, о которых идет речь, не просто обобщенные понятия, но фактические воплощения личности. Иосиф Тайер пишет о благодати следующее: «Благодать Иисуса Христа выражается в том, что из сострадания к грешным людям, Он оставил Свое благоприятное местопребывание с Отцом в небесах, добровольно приняв на себя все трудности и невзгоды человеческой жизни, чтобы через страдания и смерть доставить спасение человечеству»2. Благодать и истина-это характеристики, которыми Бог руководствуется. Он есть Бог «всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе» (1 Петра 5:10). 

 

Спасительная благодать - это не награда за особые заслуги, а скорее незаслуженная благосклонность, дарованная верующему грешнику. Благодать исходит от Бога и никак не связана с достижениями и добрыми делами человека. 

«Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8, 9).
 

 

Бог предлагает Свою благодать грешнику. Согласно Божьему Слову, единственным приемлемым откликом с нашей стороны является вера. 

 

«А без веры угодить Богу невозможно» (Евреям 11:6). 

 

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Галатам 3:26).

 

«Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание (то есть делами), то Христос напрасно умер» (Галатам 2:21).

Истина во всей своей полноте и целостности воплотилась в личности Иисуса Христа. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанна 14:6). Божье обетование настолько же достоверно, как и Сам Иисус Христос. Вот почему Павел уверенно говорит, что «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тимофея 2:13). Дело здесь в том, что мы бываем неверны Господу Иисусу в нашей христианской жизни. В греческом языке слово «если» (ei) является частицей выполненного условия, указывающей на то, что некоторые действительно отрекались и были неверны Ему. Кеннэт Уэст пишет: «Если мы неверны (а так оно и есть), то Он остается верен, ибо Себя отречься не способен»3. Итак, Бог не может изменить Самому Себе. В качестве наглядного примера проявления Божьего естества, представим себе спасателя, который вытаскивает из моря маленького ребенка, залезшего купаться и тонущего в бушующих водах. Увидев ребенка, спасатель сразу же бросился в воду и вытащил ребенка не берег. Теперь представьте, что ребенок, едва придя в себя, вновь залез в воду и был унесён течением, но на этот раз слишком далеко. Должен ли спасатель в этом случае пренебречь им и позволить ему утонуть из-за его несмышлёности? А если бы ребенок стал хулиганить на берегу, то бросил бы его спасатель обратно в море, позволив ему утонуть в наказание за его непослушание? Конечно же, нет! Такой поступок был бы противоестественным самой сути его должности спасателя. Давайте проведем аналогию между этим примером и отношением нашего Небесного Отца к нам. 

 

«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7:11).

К сожалению мы часто уклоняемся от пути и начинаем блуждать. В результате мы удаляемся от берегов здравого библейского учения и перестаем руководствоваться благодатью и истиной в своей жизни. Но Иисус Христос не пренебрегает Своей должностью и не швыряет нас обратно в пучину суда и гнева, бросая нас на верную погибель. Он всегда оставляет девяносто девять овец в безопасности, чтобы отыскать одну заблудшую овцу. Откровенно говоря, мы все переживаем то, что переживал Ездра4, говоря: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего» (Псалом 118:176а). Даже если мы ошибаемся, спотыкаемся и падаем в нашей христианской жизни, Господь-наш Спаситель, и Он-наше убежище. 

 

«Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными» (Второзаконие 33:27а).

 

«Когда он будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает всех низверженных» (Псалом 36:24). 

«Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных» (Псалом 144:14).

 

«Пред своим Господом стоит он (раб) или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Римлянам 14:4).

«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочных (невинных и безгрешных) в радости (с восторгом и невыразимым восхищением)» (Иуды 24, взято из расширенного перевода Библии).В силу своей человеческой немощи и неустойчивости, мы часто сбиваемся с пути и падаем. Но какое утешение осознавать, что мы падаем прямо в Его вечные руки. Это очевидно, что обетования Божьи покоятся на характере Бога и не зависят от характера и сущности человека. И более того, Божьи обетования по сути стали Его воплощением. Вот почему псалмопевец пишет: «Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Псалом 137:2б). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанна 1:1). Различают два вида обетований: обусловленные человеческим послушанием, и безусловные, или никак независящие от послушания человека и основанные лишь на Божьем характере. Условные обетования связаны с обеспечением наших временных нужд. Например, в послании к Ефесянам 6:1-3 говорится, что если мы повинуемся своим родителям, то мы будем долго жить. Процветание и земные благословения обусловлены нашим послушанием заповеди. Спасение не относится к категории условных обетований. Наше спасение основано на безусловном обетовании Бога. «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1 Иоанна 2:25). Примером безусловного обетования может служить завет с Ноем, согласно которому Бог обещал никогда больше не уничтожать мир потопом (Бытие 9:16). Еще один пример-завет с Авраамом, согласно которому Бог обещает благословить мир в семени Авраама. Данный завет был совершенно безусловным, основанным лишь на верности Божьей и никак не зависящим от поведения Авраама.

 

«Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Ибо, если по закону (за добрые дела) наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию» (Галатам 3:14,18).

 

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит? Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Числа 23:19,20).

 

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исход 3:14а).

«Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем»» (Римлянам 3:4).Подводя итог, скажем, что Бог сделал спасение доступным человечеству не по причине Своей мягкости. Он делает это по Своей верховной и суверенной воле, будучи абсолютно праведным в прощении грехов. Его сила, любовь, праведность, обетования и верность им дают нам полную уверенность во спасении. Выходит, что ставить под сомнение безопасность верующего-все равно, что сомневаться в Самой сущности Бога. 

 

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА К ГЛАВЕ 1

 

1 - Иосиф Тайер, «Греко-английский словарь Нового Завета», Joseph Thayer (Baker Book House, Grand Rapids, Michigan, 1977), стр. 453.
2 - Ibid (там же), стр. 666.
3 - Кеннэт Уэст, «Пословные изучения Нового Завета на греческом», Kenneth Wuest, Word Studies in the Greek New Testament, (William B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan, 1973), I, II Тимофею, стр. 134.
4 - Ездра-сын Сераии, ученик пророка Иеремии, уведенный в вавилонский плен в подростковом возрасте (во вторую фазу пленения Навуходоносором Иудеи около 586 года до Р.Х.) и вернувшийся в Иудею через пятьдесят лет по повелению персидского царя Артаксеркса (535 до Р.Х.); большинство ученых библеистов приписывает авторство Псалма 118 именно ему.